
1. Кристин Хармель, «Жена винодела»
Опять наступила на те же грабли, перепутав автора с другой Кристин, Ханна. У той, в отличие, были удачные романы, были и неудачные. А у этой буквально все, что я читала – истории Холокоста (иногда абсолютно реальные), которые она утопила в соплях и сиропе. Это надо уметь, так испоганить. В этот раз действие происходит на фоне винодельни в Шампани во время войны, и параллельно – в наши дни, с очередной внучкой участников событий, которая открывает для себя прошлое.
Слушала аудиокнигой.
2. Даниэль Клугер, «Последний выход Шейлока»
Читала по рекомендации
Это вроде как детектив, расследование убийства Холбергом (бывшим полицейским, вроде как Холмс) и доктором Вайсфельдом (и.о. Ватсона), но место действия необычное – еврейское гетто Брокенвальд во время Второй мировой войны, со всеми вытекающими.
Фон просто убивает. Зачем Холберг ведет это расследование, когда люди вокруг умирают и сами по себе, от голода и непосильного труда, и погибают от рук нацистов? Он просто хочет почувствовать себя человеком.
Но когда расследование заканчивается, убийцу не наказывают, и его имя даже не предают огласке: на следующий день его, вместе с «сыщиками» и всеми остальными жителями гетто, погружают на транспорт в Освенцим.
Немного странное общее впечатление (смешение жанров), но больше всего меня поразил монолог «сыщика» в самом финале, до мурашек:
«Изоляция евреев. Рейх будет повержен, вне всякого сомнения. Война идет уже почти пять лет, Германия выдохлась. Так что победят союзники. Но что же дальше? Думаете, европейцам легко будет жить с мыслью о поголовном соучастии в нацистском варварстве? Думаете, их не будет раздражать тот факт, что Гитлер не доделал своего дела до конца, и значит, нужно испытывать комплекс вины? Перед кем? Перед этими хитрыми, жадными, отвратительными евреями? Нет, не вину они будут испытывать, а именно раздражение и сожаление. Поэтому останется жить нацистская утопия – Европа без евреев. Разумеется, они страстно возжелают довести до конца эту идею нацистов. Эту арийскую мечту. Но каким образом? Я вам скажу, каким, доктор Вайсфельд. Созданием гетто. Созданием места, куда можно будет, наконец, сплавить всех евреев и их родственников. Пусть даже не город, а целая страна. Главное, за пределами Европы и вообще – за пределами того, что они называют цивилизованным миром. Целая страна – страна-гетто. И евреи – оставшиеся в живых евреи, когда они получат свое гетто, будут счастливы – как до поры до времени были счастливы обитатели Брокенвальда. И даже будут платить за то, чтобы попасть в свою утопию – как еще недавно некоторые платили за то, чтобы попасть в Брокенвальд, а не в Освенцим. И будут приезжать в свою утопию, в свою еврейскую утопию, и не задумаются над тем, что на самом-то деле они приезжают в утопию нацистскую, в ее остатки, пережившие авторов. Европейцы поспешат удалить евреев. Не обязательно так грубо, как это делают сегодня немцы. Но – удалить. Убрать из своего организма этот вирус. Избавиться от него, наконец. Решить еврейский вопрос… В стране-гетто будет свое правительство – Юденрат. И члены Юденрата будут по каждому поводу советоваться с подлинными хозяевами мира – не знаю, кто в те времена будет хозяевами. А вернее – спрашивать разрешения. Во внутренние дела никто не будет лезть – как не лезли немцы внутрь Брокенвальда – вплоть до сегодняшней ночи. И жители будут играть в реальность – так же, как мы с вами играли в детектив. Но сегодняшняя ночь – особая ночь. Она имеет обыкновение повторяться. Она наступит и для государства-гетто. Вся беда в том, Вайсфельд, что никто – в том числе, и сами евреи, – за две тысячи лет не научились строить для себя ничего, кроме гетто.»
Прав, мы до сих пор спрашиваем разрешения...
3. Сесилия Ахерн, «Все цвета моей жизни»
Когда-то мне очень нравились книги Сесилии Ахерн, эмоциональные, с легким налетом фэнтези, но то ли мои вкусы изменились, то ли эта книга немного другая... Вроде неплохо, но слишком много всего, какой-то винегрет.
Главная героиня, девочка, живущая в неблагополучной семье (отец ушел, мать в глубокой послеродовой депрессии), начинает видеть цвета ауры людей, изменяющиеся в соответствии с их эмоциональным состоянием. Это так называемая «аурическая синестезия», так что ничего особо фэнтезийного здесь нет.
Начало очень сильное: как она видит тоску и агрессию матери в ее ауре, ауру старшего брата, защищающего ее, ауру младшего брата, впитывающего эмоциональное состояние мамы, как губка. Но потом действие помчалось, как по кочкам, поднимая множество дополнительных проблем (домашнее насилие, интернаты для детей с поведенческими отклонениями, поиск своего пути в жизни, моральный выбор), и нигде особо не задерживась: тут копнула, там копнула... Плюс ко всему немного сиропный финал, совсем не соответствующий общему настроению романа. Короче, так себе.
4. Игорь Сахновский, «Заговор ангелов»
В отличие от предыдущей книги Сахновского, «Насущные нужды умерших», эта удивила неприятно. Да, великолепный язык, настолько емкий и точный, весь усыпанный метафорами, что буквально видишь каждую описываемую вещь, эпизод, ощущаешь эмоцию, но потом все вместе рассыпается на мелкие красивые сверкающие осколочки. О чем книга? Что хотел сказать автор? Где тут какая-то смысловая связка? Непонятно...
Интересно, что книга якобы автобиографична, потому что в ней он упоминает эпизод, когда пишет «Насущные нужды умерших», и там же с пренебрежением описывает знакомого писателя, а мне показалось – точь-в-точь свою прозу:
«... ни один знакомый мне автор не мог похвастать таким густым собранием сравнений и метафор. Они теснились, кричали, толкали друг друга локтями и ничего не выражали, кроме самих себя».
5. Джоди Пиколт «Цвет жизни»
Читала по рекомендации
Очень интересный сюжет: в родильном отделении семейство скинхедов потребовало от руководства больницы запретить некой медсестре прикасаться к своему ребенку из-за расистских убеждений – медсестра была чернокожей. Из-за этого запрета она замешкалась, когда ребенок начал синеть (не знала, как поступить), и новорожденный умер. Потом – лишение лицензии, суд и т.д.
Отличный стиль, читается хорошо, но неправдоподобно – действие происходит в наши дни, и руководство больницы скорее бы руки на себя наложило, чем дало такой запрет. Так что жаль, но конъюктурка.
6. Frank Tallis, “Vienna Secrets”
#4 в серии о психиатре Максе Либерманне.
Продолжаю читать эту серию, и пока нравится. Особенно любопытно узнавать, что было в оригинале, и какая разница с экранизацией. В этом случае общего было ну совсем мало, хотя может быть, самую суть скрыли, потому что интерпретировать ее можно по-разному, и если в книге многое можно объяснить толкованием событий, на экране – только видимая часть, и она могла бы послужить очередным полешком в костре антисемитизма.
В книге есть несколько пересекающихся сюжетных линий, для всех фоном служит умышленное разжигание антисемитизма в Вене начала 20 века и попытки изгнать евреев из общественной и политической жизни. Так, случай из медицинской практики Либерманна раздули в скандал, чтобы лишить его должности в клинике.
А в Вене между тем случились три невообразимых убийства: жертвы обезглавлены, причем головы у них явно оторваны, а рядом найдены кучи глины. Что это значит - загадка для всех, кроме хасидов Вены, которые понимающе переглядываются. А вскоре на чердаке одной из венских синагог найдено логово каббалиста и огромная бадья с той же глиной.
Увлекательно, и живо написано, особенно посещение деловыми венцами кофеен, с подробным описанием того, как они поглощают божественные десерты.
7. Яир Лапид, «Двойная ловушка»
С удивлением узнала, что Лапид пишет детективы. Как-то это не вписывалось в мою картину мира – нахрапистый и сообразительный политик, кичащийся своей необразованностью: «Да, я не получил аттестат зрелости, и что?»
Но прочла (зачем домучила, вернее, долистала?) и поняла: нет, все в порядке, картина мира в полной гармонии.
Низкопробный детективчик, весь состоящий из сплошных клише, стрелялок и драк, написанный стилем восьмиклассника.
no subject
Date: 2024-10-22 06:35 am (UTC)Я уже задним числом поняла, что прочла ж. твой отзыв! ((
Ты там написала "рекомендую" и название другой книги
no subject
Date: 2024-10-22 06:37 am (UTC)no subject
Date: 2024-10-22 06:46 am (UTC)загадками говоришь
no subject
Date: 2024-10-22 10:42 am (UTC)Вот то, что на этот раз нечего у тебя утащить, очень жалко.
Хочется чего-то веселого и хорошего, да где его взять.
no subject
Date: 2024-10-22 12:16 pm (UTC)теперь понятно.
Можешь попробовать "Цвет жизни".
А еще я сейчас слушаю (уже очень давно) "Дураков нет" Руссо, хорошая
no subject
Date: 2024-10-22 01:25 pm (UTC)