lolka_gr: (Default)
[personal profile] lolka_gr
А знаете, как я учила в Черновцах иврит в 1989 году? Обхохочешься!

Дело было так...
Визы были уже у нас на руках, и меня обуревала жажда деятельности. Я ходила на частные уроки английского, украшала вышивкой бисером умопомрачительный сарафан, предназначенный поразить воображение всех израильтян без исключения (потом это был главный домашний сарафан в первый год нашей олимовской жизни) и пыталась приобрести полезную профессию - парикмахера (дальше одного урока дело не пошло).

Ну, и естественно, надо было учить иврит.
Уже не помню, как мы вышли на этого учителя и кто его порекомендовал. На урок я пошла с подружкой, потом эмигрировавшей в Германию, так что ей оно было без надобности, но почему бы не сходить за компанию?

Занятия должны были проходить у учителя дома. Учеников собралось человек десять, все с типичной внешностью, но учитель превзошел всех. Не знаю, можно ли было найти кого-то более карикатурно-еврейского: маленький, сморщенный, тщедушный, с кипой на лысине, обрамленной черными кудрявыми мочалками, с огромными ушами и очень монументальным носом.
А в возрасте 17 лет меня все смешило, особенно если рядом сидела та самая подружка - мы могли ржать часами абсолютно без всякой причины, а тут напротив сидел такой объект! Мы чуть не лопнули, стараясь держаться в рамках приличий!

Жаждущие изучать язык купили у учителя по учебнику иврита с подслеповатыми тоненькими страницами и расселись за огромным дубовым столом. Все время урока меня преследовал запах перекипевшего бульона, доносившийся из кухни под аккомпанемент грюканья крышек.
Целый урок мы изучали букву "гимель". Почему именно эту букву и что там можно было изучать 45 минут???

Я потом пришла домой и за час выучила по этому учебнику весь алфавит. Правда, я не знала разницы между обычным современным шрифтом и тем, которым пишут религиозные книги, а алфавит был написан именно так, поэтому большую часть времени у меня заняло запомнить, где именно и какие утолщения и художественные завитушки украшают каждую букву.

После урока мы с подружкой рванули из комнаты первыми, чтобы там, на свободе, наконец-то просмеяться, но дорогу нам преградила крошечная старушка в черном платке. Аромат пресловутого бульона окружал ее плотным облаком. Она что-то сказала учителю на идиш (я, конечно, не поняла). Он в ответ скривился "Ну маааамаааа!", но тем не менее, протиснувшись между нами, прижался спиной к массивной двери и тихо, заговорщицки пробормотал: "Расходимся по одному!!!"

Вывалившись на улицу "по одному", мы долго подыхали от смеха, периодически утирая слезы и задыхаясь: "По одному!"
Какая необходимость была в такой конспирации, для меня осталось загадкой до сих пор, учитывая то, что потом я пошла на абсолютно легальный курс иврита, проводившийся в культпросветучилище...

(no subject)

28/2/17 12:22 (UTC)
Posted by [identity profile] humorable.livejournal.com
Я думаю, это остатки страха советского времени. судя по возрасту, он преподавал иврит, а возможно, и Тору, много лет.
Тогда и посадить могли.
Знаю, что Левины друзья из Ленинграда ( они и тогда соблюдали традицию) в 70-е годы занавешивали окно одеялом, если молились - миньяном, или делали какие-то ритуалы.

И не верил он никаким "легальным" курсам)

В Кишиневе родителям преподавала русская израильтянка, прожившая в стране лет 5-6, я думаю. Там все было открыто, и в какой-то большой аудитории...для большого количества народу.

А с сарафаном ты меня позабавила)

(no subject)

28/2/17 12:26 (UTC)
Posted by [identity profile] lolka-gr.livejournal.com
Все понятно, конечно. Но знаешь, как в 17 лет ко всему относишься - как к поводу поржать. Ну и с этим "расходимся по одному" он в точку попал.
Я потом училась уже здесь с девочкой, которая тоже была на том уроке (как и я, в первый и последний раз), и тоже не раз это вспоминали и ржали

(no subject)

28/2/17 12:43 (UTC)
Posted by [identity profile] humorable.livejournal.com
конечно, ржачно!))

(no subject)

28/2/17 13:28 (UTC)
Posted by [identity profile] edik-m.livejournal.com
В Минске иврит сначала преподавали ватики, уехавшие в 70-е. А потом - ушлые минчане,где-то нахватавшиеся. В том числе и участковый врач моей тещи с очень правильной фамилией. То ли Меладмед, то ли Меламуд

(no subject)

28/2/17 14:37 (UTC)
Posted by [identity profile] lolka-gr.livejournal.com
Расходились по одному или группами?

(no subject)

28/2/17 15:03 (UTC)
Posted by [identity profile] edik-m.livejournal.com
В середине 90-х?! :)

(no subject)

28/2/17 14:41 (UTC)
Posted by [identity profile] aidillee.livejournal.com
Мы тоже начинали учить иврит в Москве, за три месяца до отъезда. Что я поняла за эти 10 уроков - только то, что этот язык выучить невозможно ни за год, ни за два. Через три - может быть начнешь понимать простые слова...
Однако же на месте дело пошло немного лучше. Спустя полгода в стране, я твердо знаю алфавит (и письменные, и печатные буквы), десяток глаголов, несколько расхожих выражений. Но до понимания мультиков дело еще не дошло) Это называется "мы закончили ульпан алеф".

(no subject)

28/2/17 15:19 (UTC)
Posted by [identity profile] lolka-gr.livejournal.com
ПОнятно, что в языковой среде лучше идет

(no subject)

28/2/17 15:36 (UTC)
Posted by [identity profile] aidillee.livejournal.com
И все же - я не представляю, что смогу когда-нибудь свободно говорить на иврите...

(no subject)

28/2/17 16:25 (UTC)
Posted by [identity profile] lolka-gr.livejournal.com
Поговорим об этом через пару лет ))

(no subject)

28/2/17 15:21 (UTC)
Posted by [identity profile] cz-75b.livejournal.com
В Москве преподавали израильтяне, скороспелые учителя из ульпанов. Ничего так, мы приехали "говорящими".

(no subject)

28/2/17 15:23 (UTC)
Posted by [identity profile] lolka-gr.livejournal.com
И это большой плюс. И наверняка запахами бульона вас не травили, правда же? ;)

(no subject)

28/2/17 15:48 (UTC)
Posted by [identity profile] cz-75b.livejournal.com
Нет, не травили, все происходило в обычной школе средней. Но! Все это хозяйство организовывала колоритная тетка, у которой во рту присутствовало только два зуба. Плюс косматая седая голова. Чудо-юдо. 1991 год, сто лет уже прошло.

(no subject)

28/2/17 16:26 (UTC)
Posted by [identity profile] lolka-gr.livejournal.com
Ого!! Бульон уже кажется детским лепетом!
Два зуба у организатора могут отбить желание учиться на всю жизнь!
Edited 28/2/17 16:52 (UTC)

(no subject)

28/2/17 15:37 (UTC)
Posted by [identity profile] l-cherry.livejournal.com
Под кодовым названием "учить иврит" перед нашим отъездом у меня дома собиралась совершенно чудесная молодежная компания (с некоторыми я до сих пор поддерживаю связь). Мы хохотали, травили анекдоты, играли в "Мафию" и прочую фигню, рассказывали кто чего узнал про Израиль...Иврит учили...Ну, наверное, тоже - но я не помню.:)
Edited 28/2/17 15:37 (UTC)

(no subject)

28/2/17 16:27 (UTC)
Posted by [identity profile] lolka-gr.livejournal.com
Ну, под такими кодовыми названиями ("к экзамену готовиться", "математику учить") что только не делали

(no subject)

28/2/17 16:37 (UTC)
Posted by [identity profile] sari-s.livejournal.com
89-ый год! Интересно, на какой улице находилась эта явочная квартира?
Ты приехала намного подкованней, чем я. Я знала только одну букву "ש" - только потому, что она похожа на русскую "ш".

(no subject)

28/2/17 16:48 (UTC)
Posted by [identity profile] lolka-gr.livejournal.com
Где-то в районе 28 июня, точнее не вспомню.

(no subject)

28/2/17 16:45 (UTC)
Posted by [identity profile] sova-f.livejournal.com
*безудержно хвастаясь*
а меня ивриту Носик учил! собственной персоной.

(no subject)

28/2/17 16:49 (UTC)
Posted by [identity profile] lolka-gr.livejournal.com
Боже мой! А я помыла руки после того, что поздоровалась с тобой!
И как, выучила?

(no subject)

28/2/17 17:00 (UTC)
Posted by [identity profile] sova-f.livejournal.com
Ну... по Шломо Арци-то. Конечно, выучила )

(no subject)

28/2/17 18:32 (UTC)
Posted by [identity profile] lolka-gr.livejournal.com
По Шломо Арци? Так вы там на уроках плакали?

(no subject)

28/2/17 19:07 (UTC)
Posted by [identity profile] sova-f.livejournal.com
Нет... я не плачу от Шломо Арци. Но переживаю, это да.

(no subject)

28/2/17 19:08 (UTC)
Posted by [identity profile] luckyed.livejournal.com
Причиной могло послужить то, что он давал уроки нелегально. Плюс, впитанный всей жизнью страх перед "мелихой".

(no subject)

28/2/17 21:25 (UTC)
Posted by [identity profile] lolka-gr.livejournal.com
вот точно: "впитанный всей жизнью страх"

(no subject)

28/2/17 20:47 (UTC)
Posted by [identity profile] jacklinka.livejournal.com
А я Шломо Арци услышала в еврейском лагере и так от него обалдела, что уехала из лагеря с кассетой Шломо Арци. А потом, когда лежала в больнице, Шломо Арци слушала вся башкирская палата и просила еще...это 1995 год уже.
И перед отъездом тоже училась на парикмахера - окончила курсы домашних парикмахеров и потом стригла сама первого мужа...но мы разошлись совсем не поэтому!

(no subject)

28/2/17 21:26 (UTC)
Posted by [identity profile] lolka-gr.livejournal.com
а меня от него в сон тянет
"но мы разошлись совсем не поэтому! " - ха-ха!

(no subject)

28/2/17 21:38 (UTC)
Posted by [identity profile] riftsh.livejournal.com
Всего за три года до 1989 за преподавание иврита в Черновцах еще вполне сажали, не говоря уже о многих менее серьезных неприятностях для преподавателей. Поэтому я его хорошо понимаю.

(no subject)

28/2/17 21:41 (UTC)
Posted by [identity profile] lolka-gr.livejournal.com
Ну да, это было жестоко, но смешноооо! :D

(no subject)

1/3/17 03:24 (UTC)
Posted by [identity profile] rider3099.livejournal.com
щабавно. И есть, что вспомнить )

(no subject)

1/3/17 11:31 (UTC)
Posted by [identity profile] lolka-gr.livejournal.com
Ага, это точно )

(no subject)

1/3/17 08:11 (UTC)
Posted by [identity profile] layla-zahav.livejournal.com
Лола, еще как была конспирация...
Я в начале девяностых училась в "ешиве" (семинар Хая-Мушка) для девочек. Примерно через пол года после начала занятий в туалет подложили гранату. Благо сторож заметил непорядок и никто не пострадал. После этого нас перевели на "конспиративную" квартиру, адреса которой никто не знал, нас вели туда в темноте(вечерами) каждый раз другой дорогой. А через пару месяцев в газете появилась статья с фотографией и точным адресом квартиры, где круглосуточно дебоширит еврейская молодежь... С этого момента мы уже учились на дому у наших учительниц, которые и так были иностранки и не понимали чего можно бояться...

(no subject)

1/3/17 11:29 (UTC)
Posted by [identity profile] lolka-gr.livejournal.com
Ничего себе, триллер!
Это в Киеве, да?

(no subject)

1/3/17 11:55 (UTC)
Posted by [identity profile] layla-zahav.livejournal.com
Да, в Киеве. Был такой период...
Потом уже открыли еврейские школы, садики, ульпаны... но это было потом.

(no subject)

1/3/17 14:07 (UTC)
Posted by [identity profile] lolka-gr.livejournal.com
Ты прямо герой подполья!

(no subject)

3/3/17 19:43 (UTC)
Posted by [identity profile] vakomin.livejournal.com
У меня все банальнее происходило. Хоть город Алчевск и небольшой, но алия была в самом разгаре и в тогдашнем местном отделении сохнута еженедельно проводились занятия "школы изучения иврита". Память моя не сохранила имени нашего преподавателя, но дядька был довольно комичный. Маленький, косоглазенький, с огромной лысиной. Очки были +10 и глаза в них были очень большими)) У меня до сих пор хранится мой рабочий блокнотик тех времен, а в нем несколько страниц "конспектов" с первых занятий. Позже я уже нормальную тетрадь завел)) Несколько месяцев назад я сделал несколько сканов - думал какой-то пост сделать на эту тему, но как-то забылась эта идея, а для комментария к твоему замечательному посту очень даже будет кстати.

(no subject)

5/3/17 08:31 (UTC)
Posted by [identity profile] lolka-gr.livejournal.com
Фигасе!! Ну просто исторический документ! И как это только сохранилось?
И самое интересное - все расхожие фразы, действительно необходимые для полноценного общения, больше и не надо! )))

(no subject)

9/3/17 18:43 (UTC)
Posted by [identity profile] lolka-gr.livejournal.com
Добро пожаловать ))

Profile

lolka_gr: (Default)
lolka_gr

October 2017

S M T W T F S
1 2 3 4 5 67
8 9 1011 12 1314
15 161718192021
22232425262728
293031    
Page generated 23/10/17 20:31

Expand Cut Tags

No cut tags